Menu:

 
Популярные записи:

Похожие записи:

 

С.Ю. Королева Пермский государственный университет "Заветные

С.Ю. Королева Исследователи растительных культов у народов Западной Европы и России, в частности Д.К. Зеленин, склонны связывать их происхождение с архаичными тотемистическими представлениями, согласно которым между людьми и растениями определенных пород существуют родственные связи [3,с.21-22]. Следы подобных представлений еще в конце ХIХ - первой половине ХХ в.в. широко бытовали у народов коми и были зафиксированы этнографами, преимущественно на коми-зырянском материале (А.С.Сидоров, В.Н.Белицер и др.). Верования, согласно которым у каждого человека есть дерево-двойник, обладающее чудесной силой, легли в основу зырянских преданий о непобедимом охотнике Йиркапе. По мнению В.Н.Белицер, когда-то все народы коми считали, что душа после смерти вселяется в дерево, - неслучайно ольха у зырян и пермяков называется "лов-пу" - "дерево души" [2, с.321]. Знакомство с этнографической литературой позволяет сделать вывод, что растительные культы и их трансформация в традиционной культуре коми-пермяков изучены значительно меньше, чем аналогичные явления у зырян, удмуртов, карел и других финно-угорских народов. В основу нашей работы легли материалы полевых исследований, проведенных Лабораторией культурной и визуальной антропологии ПГУ (руководитель Е.М.Четина) в Юсьвинском, Кудымкарском, Кочевском и Косинском районах Коми-Пермяцкого автономного округа (1999 - 2002 гг.). Ряд обрядов, содержащих следы архаичных растительных культов, был заимствован пермяками у русского населения. Так, в день Ивана Купалы следовало париться в бане веником из купальниц, а потом забрасывать его на крышу (Косинский р-н). Христианский праздник Троицы осмысляется коми-пермяками как "день леса" и местами называется "Стреча" - встреча березки. В с.Юксеево Кочевского р-на старожилы помнят, что на принесенную из леса березку надевали длинное платье и "почальник" - цветной платок, рядом ставили брагу. В деревне Маскаль того же района в Троицу многие жители до сих пор собираются до полудня вокруг самой старой березы, растущей у входа в деревню, устраивают вокруг нее поминальную трапезу и молятся богу. В селе Крохалево Юсьвинского Района сохранилась "Троицкая роща" из нескольких берез, куда старушки в этот день приходят обязательно с брагой и "стряпней". Интересный обычай зафиксирован нами в д. Бачманово Косинского р-на, где в Гаврилов день (26 июля) жители этой и окрестных деревень собираются под старой березой, освящают стряпню и ягоды, брызгают "святой водой" лошадей. Отметим, что в большинстве случаев сохранившийся обряд включает в себя самый, по мнению исследователей, архаичный элемент - "кормление березы", т.е. совместную ритуальную трапезу, в которой задействована типичная поминальная пища. В редких случаях троицкие гуляния проходили возле деревьев другой породы, например, у сосны "шапка-пожум" (д.Карасово Юсьвинского р-на). Редуцированные элементы культа деревьев (преимущественно хвойных) сохраняют обряды, приуроченные к Большому четвергу на Пасхальной неделе. Как нам кажется, некоторые из них являются исконно коми-пермяцкими. Утром на Большой четверг люди с песнями шли в лес, хвалили "грибы и ягоды" - для будущего урожая; из леса приносили "верест" (можжевельник), сосновые верхушки для мутовок и пихтовые ветки на "горлыс". Опираясь на гипотезу Д.К.Зеленина, можно предположить, что перед нами - ритуальное снятие запрета, касающегося использования деревьев-"тотемов" в хозяйственных нуждах. Ветви можжевельника, воткнутые над дверью, по представлению пермяков, охраняют хозяев от болезней, сглаза и порчи; четверговый "верест" помещают также в хлеву, считая его "спасательным деревом" для скота (Кочевский, Косинский р-ны). В тех местах, где можжевельник не растет, аналогичную функцию выполняют ветви березы, собранные в субботу перед Троицей (д.Чазево Косинского р-на). Отметим, что и горлыс ("печная хвоя" - метелка, которой хозяйки чистят русскую печь) наделяется обереговой магической силой: чтобы во время грозы и града не пострадал дом и урожай, ее выносят и ставят к огороду (д.Верх-Иньва Кудымкарского р-на). Помимо календарных обрядов, растительный культ проявляется в феномене т.н. "приметных деревьев", некогда широко известном и у восточных славян. Как свидетельствуют наши полевые записи, в настоящее время "приметные деревья" почти не известны в русских районах, но сравнительно хорошо сохранились у коми-пермяков. Такие деревья растут вне леса и усадьбы, где-нибудь на опушке, на горке или в поле. Они, как правило, отмечены внешне: стоят отдельно от прочих, отличаются величиной и возрастом, в них ударила молния и т.п.; иногда они фигурируют в топонимических преданиях и микротопонимике: название деревни Ой-Пожум ("ночная сосна") в Кочевском р-не объясняют следующим образом: "Когда сюда люди пришли, видимо, там сосна большая была. Вот кто-то и удивился: "Ой, пожум!" - мол, такая сосна большая. Так деревню и стали звать" ( Ратеговы Г.В. и А.С., с.Кочево) и микротопонимике. Приметные сосны известны в Кудымкарском и Кочевском р-нах как "шапка-пожум"; иногда их связывают с первопоселенцами (в деревнях Карасово и Корчёвня росли две большие сосны, с которых "богатыри перекидывались топорами"). Могли быть приметными и деревья других пород. В окрестностях с.Юксеево (Кочевский р-н) известно предание, что первая здешняя часовня была построена рядом с тремя "священными елочками" - очевидно, чтоб отвлечь от них внимание населения. Молебны у елочек продолжались и после ее разрушения. Последнее из трех деревьев, растущее до сих пор, известно всем местным жителям. Неподалеку от бывших часовен растут бачмановская береза и тополь в д.Подъячево (Косинский р-н). В.Н.Белицер отмечает, что во времена христианизации коми-пермяков существовала традиция строить церкви и часовни на месте особо почитаемых деревьев [2,с.322]. Следы этой традиции фиксируют наши полевые записи. Общим для всех приметных деревьев является категорический запрет на их рубку и использование в хозяйственных нуждах. Этот запрет закреплен в широко распространенных быличках о тяжелых болезнях, увечьях и смерти тех, кто нарушил неписаный закон. Показательна, например, уверенность жителей д.д.Подъячево и Чазево, что тополь - дерево несчастливое, он "на человеческие головы идет, попробуй тронь". Но наиболее распространенным и, очевидно, исконным для мифомышления коми-пермяков является ограничение на использование кедра. Представители старшего поколения вспоминают, что раньше из "божественного дерева" изготавливали только "завидные места": оконные рамы, столешницы и т.п. "У нас столешница была, мама все говорила: святая-де, кедровая..." (д.Кукушка Кочевского р-на). Категорически запрещалось рубить "дерево Ена" на дрова, его уважали и берегли как в лесу, так и в пределах деревни. Гибель старых кедров, по мнению некоторых старожилов, - последствия разрушительной человеческой деятельности: "Которые большие, теперь сохнут в деревне. Им кислороду-то не хватает. Кислород сейчас тяжелый стал, и кедры не могут... Они шибко хитрые и мудрые" (Шипицына И.А., д.Кукушка). Другой запрет касается рубки так называемых "заветных деревьев", растущих в пределах усадьбы, его нарушение также влечет за собой смерть человека. А.К.Байбурин, рассматривая "заветные деревья" как материал, непригодный для строительства жилища, видит в подобных верованиях реализацию оппозиции "культурное - природное": дом как новый предмет культуры требует непременно природного, "дикого" материала [1,с.31-32]. Такое объяснение представляется спорным, поскольку собранные нами тексты обнаруживают здесь явные следы культа предков. Для носителей традиции важно, что деревья были посажены родителями и являются таким образом, средством их связи с потомками ("У нас вон у дома две липы растут, да тополь, да две сосны у бани. Старики их посадили. У меня вон дочь-то ногу сломала, упала с липы. Я ее сначала спилить хотела, а потом не стала. Что-то мне, может, плохо будет. Одна сосна уже высохла, а на дрова не смеем рубить. Посадили их, видишь, старики-то" ( Казанцева А.И., д.Макарово Юсьвинского р-на). Отметим, что традиция садить деревья "на завет" до сих пор широко бытует; их "завещают" святым (влияние христианства) или "на голову" того, кто срубит (Кочевский, Косинский р-ны). Но особенно интересная форма зафиксирована нами в Юсьвинском р-не. Здесь родители незадолго до или непосредственно после рождения ребенка садят возле дома дерево. Связь дерева и ребенка прослеживается на протяжении жизни: если дерево повредить, человек начинает болеть; по росту дерева мать судит о здоровье ребенка, живущего в другом месте и т.д. Поэтому пожилые люди очень берегут деревья, посаженные для своих детей (согласно семейному преданию, записанному в с.Крохалево, один человек с рождением каждого сына садил по березе, а потом со смертью сына срубал по дереву. Из двенадцати берез ему пришлось срубить четыре). Наиболее часто для посадки выбирают березу, черемуху и рябину, реже - липу, тополь, сосну. На наш взгляд, именно в феномене "заветных деревьев" культ предков и мифологическая "маркировка" кровных связей вообще находят сегодня наиболее яркое выражение. Помимо феномена "приметных" и "заветных" деревьев, следы архаичных растительных культов актуализируются в предписаниях, касающихся строительства жилища. По мнению Д.К. Зеленина, это связано с тем, что при заготовке бревен на сруб людям приходилось нарушать неприкосновенность деревьев - "тотемов" [3,с.4-5]. Сохранность некоторых предписаний выявили наши полевые исследования. Этнографические источники свидетельствуют, что традиционно в Пермской губернии избы строились из ели, в южных районах из сосны, на севере первые 2-3 венца рубились из лиственницы или кедра [4,с.112]. В Юсьвинском, Кочевском и Косинском р-нах Коми-округа предпочтение также отдается хвойным породам - ели и сосне. В то же время нами выявлен неявный запрет на использование пихты: "она притягивает молнию, из нее дом не строят" (с. Кочево); часто объяснения носят уже субъективный характер ("запах нехороший"). Закономерно, что данное ограничение сохраняется и в похоронном обряде при изготовлении гроба. Но по дороге на кладбище за покойником бросают только пихтовые ветки (чтоб душа "шла по мягкой дороге"), при этом они не имеют обереговой функции. Вероятно, под влиянием христианства появился запрет на рубку деревьев с крестообразно переплетенными ветвями. "Грешно" рубить дерево с пчелиным дуплом. Если "плохое" дерево все же попало в сруб, это негативно сказывается на жизни хозяев и их потомков в новом доме. Так, в с.Крохалево нами записано семейное предание, согласно которому по разным причинам ни один из шести сыновей не смог принять в

Похожие статьи:

 

Сайт управляется системой uCoz